Мой Геном » Новости генетики » Обнаружен «ген седины»

Обнаружен «ген седины»

Дата: 2016-03-05 / Обсуждение [0]

Международная группа ученых провела крупномасштабное исследование зависимости формы, цвета и роста волос от генетических факторов. В частности, удалось обнаружить генетическую основу седины и другие ассоциации. Результаты работы опубликованыв журнале Nature Communications.

Научный коллектив под руководством сотрудников Университетского колледжа Лондона использовал в своей работе данные 6630 участников когортного мультидисциплинарного исследования CANDELA (Консорциум по анализу разнообразия и эволюции Латинской Америки). Оно проводится в Мексике, Колумбии, Перу, Чили и Бразилии. Латиноамериканцы были выбраны из-за большого генетического и внешнего разнообразия (в среднем у участников было 48 процентов европейских генов, 46 процентов индейских и шесть процентов африканских, но это соотношение сильно различалось от человека к человеку).

Всем добровольцам выполнили полногеномное исследование ассоциаций с такими признаками как форма (прямые или кудрявые) и цвет волос, седина, лысина, а также (у мужчин) густота бороды, бровей и наличие сросшихся бровей. После применения фильтров контроля качества в распоряжении исследователей остались данные 6357 человек (в том числе 2922 мужчин) и почти 670 тысяч обнаруженных однонуклеотидных полиморфизмов. Эти данные подвергли статистическому анализу путем множественной регрессии.

В ходе анализа исследователи выявили 18 ассоциаций с полногеномной значимостью, в том числе 10 новых. Результаты их работы представлены на схеме.

Гены, влияющие на рост волос

Kaustubh Adhikari et al., Nature Communications, 2016

Одной из наиболее интересных находок стала связь появления седины с геном IRF4 (регуляторного фактора интерферонов 4 типа). Этот ген влияет на активность тирозиназы (ключевого фермента синтеза пигмента меланина). Ранее поседение связывали с активностью фермента каталазы в волосяных фолликулах, разлагающего в клетках перекись водорода и не дающего ей обесцвечивать волосы.

Также ученым удалось обнаружить «ген сросшихся бровей». Им оказался транскрипционный фактор PAX3, от которого зависит развитие лица, ушей и глаз.

«Обнаруженные нами гены вряд ли действуют изолированно, вызывая седину, кудрявость или густые брови, но играют свою роль наряду с множеством других факторов, которые еще предстоит выявить», —пояснил член научного коллектива Каустубх Адхикари (Kaustubh Adhikari). Тем не менее, исследователи намерены уточнить конкретную роль IRF4 в появлении седины с целью поиска возможной ее профилактики.

Олег Лищук