
- Медицинская генетика
- Популяционная генетика
- Закон и право
- Генетика поведения
- Геномика
- Спортивная генетика
Обновление библиотеки
- Тест-драйв генетического теста [2018-05-22]
- В чём источник долголетия и зачем проходить генетические тесты [2018-05-08]
- Правила долгожителей [2018-04-25]
- Время генома [2018-04-02]
- Гид по генетическим тестам в России: какой выбрать и где заказать [2018-03-12]
Последние новости
- У некоторых людей нежелание заниматься спортом вписано в ДНК, заявляют ученые из Оксфорда [2019-01-29]
- Особые мутации в геноме могут толкать человека на риск [2019-01-29]
- Китайские власти подтвердили существование CRISPR-детей и еще одну беременность [2019-01-29]
- Роспотребнадзор доработал законопроект о приравнивании генома россиян к персональным данным [2018-10-02]
- Американцы объяснили повышенную популярность 10 процентов генов среди исследователей [2018-09-20]
Ген «жаворонка» длиннее «совиного»
«Сов» и «жаворонков» можно различить генетически. И вскоре работников ночных смен будут подбирать в том числе и по длине определённого гена. К такому последствию может привести открытие медиков Университета Суррея.
Ночные смены вскоре начнут подбирать на основе ДНК-анализа. К такому выводу пришли медики британского графства Суррей на основе серии генно-психиатрических экспериментов, передаёт агентство Science News Online.
Как рассказал руководитель работы, директор Центра исследования сна (Университет Суррея) профессор Дерк-Ян Дейк, его группа вычислила ген, который отвечает за способность человека адекватно чувствовать себя при длительном бодрствовании. Ген называется PER3.
Его можно было бы назвать геном «жаворонка» – он уже знаком ученым как ген, отвечающий за склонность человека засиживаться допоздна или вставать с петухами.
В геноме человека имеются два варианта гена PER3 – короткий и длинный. Так как в клетках человека имеются две копии каждого гена, то каждый человек может иметь либо две копии короткого гена, либо две копии длинного, либо одну длинную и одну короткую копию.
Ученые исследовали, насколько носители длинных и коротких копий гена PER3 сохраняют способность адекватно реагировать на ситуацию в зависимости от проведенного без сна времени.
В исследовании приняли участие 10 носителей коротких копий гена и 14 «длинногенных» людей. Всем участникам по 25 лет, никто из них до эксперимента на нарушения сна не жаловался.
Для начала учёные определили циркадные ритмы в обеих группах. Оказалось, что они ничем не отличаются. То есть в зависимости от времени суток у всех обследованных наблюдалась похожая активность мозга и количество гормона кортизола в крови.
На следующем этапе исследований участники бодрствовали 40 часов (что примерно соответствует циклу работника ночной смены) и выполняли задачи на память, концентрацию и реакцию.
Лишенные сна носители длинной копии гена справлялись с заданиями существенно хуже, чем обладатели короткой.
Причем наибольшая разница наблюдалась в ранние утренние часы после бессонной ночи.
Кроме очевидной разницы во внимательности по утрам группы разнились и по пикам активности. Короткогенные оказались типичными «совами», которые могут просидеть полночи за важной работой, а потом выспаться за 6–8 часов. Носители же длинной разновидности рано ложатся спать и предпочитают разделываться с делами в ранние утренние часы. Кроме того, выяснилось, что после длительного бодрствования «жаворонкам» для восстановления нужен более длинный и глубокий сон.
Как говорят авторы, их работа не только объясняет существование «сов» и «жаворонков». Она позволяет понять, почему большинство несчастных случаев с работниками ночных смен происходит именно в ранние утренние часы. Это позволит в будущем определить категорию людей, для которых работа в ночную смену представляет наибольшую опасность.
Отчет об исследовании будет опубликован в 17 номере журнала Current Biology.
ТЕКСТ: Алексей Грачёв (Гейдельберг)
