Мой Геном: научно-популярный портал о генетике

Мой Геном » Интервью » Интервью с экспертом: Светлана Боринская о генах и интеллекте

Интервью с экспертом: Светлана Боринская о генах и интеллекте

Дата: 2013-12-11 / Обсуждение [0]

Вам, наверняка, известны случаи, когда на шалости ребенка взрослые вздыхают: «Что поделать, такие гены…». Можно ли это считать уместным ответом и почему некоторые дети еле успевают учиться на тройки, а другие с самого раннего возраста удивляют родителей своими талантами и способностями? Об этом и о том, что может рассказать генетика об интеллекте и одаренности, мы поговорили со Светланой Боринской, кандидатом биологических наук и ведущим научным сотрудником лаборатории анализа генома Института общей генетики РАН.


О «гене интеллекта»

Недавно было проведено исследование, в котором приняли участие сотни тысяч человек. В качестве критерия оценки интеллекта было использовано высшее образование, и в результате не было выявлено сильного влияния генов на него. Конечно, есть гены, влияющие на структуру мозга, на особенности передачи нервного импульса, на обработку информации. Но особенности одаренности, психологические особенности, и в том числе интеллект, — это такие признаки, для которых невозможно найти один ген — его не существует. Это множество генов со слабыми эффектами – так устроены признаки. Если бы был только один ген для интеллекта — это было бы очень опасно для вида – ген испортился — и человек ничего не соображает. А множество генов  со слабыми эффектами позволяет создать индивида с разнообразными  психологическими свойствами. Это важно для каждого вида, так как действует отбор, и нельзя предсказать, какие свойства будут нужны завтра, чтобы выжить, если среда изменится. То же касается и интеллекта. Вероятно, он был очень ценен и полезен в процессе отбора, потому что умные люди могли организовать своих соплеменников. Но генетическая детерминация этих признаков очень сложна.

О роли генов и воспитании

Когда читаешь лекции учителям или широкой публике, главные вопрос: как по  генам угадать способности? Чтобы детей правильно воспитывать и не тратить время на то, к чему ребенок не предрасположен. На самом деле, те гены, которые влияют на поведение, не только интеллект, но и эмоциональные особенности, например, склонность к депрессии или уровень агрессивности — они все зависят и от условий среды. Вот если раньше считалось, что есть гены риска, а есть гены хорошие. Если у ребенка хорошие гены, даже если его плохо воспитывать, он все равно получится хороший, не алкоголик, не буян. А вот если плохие, пусть ты даже хорошо его воспитываешь, он не будет на это реагировать. И для учителей в школе, конечно, удобно сказать: «у него гены такие...».
На самом деле, сейчас есть другая концепция – генов пластичности – что есть такие варианты генов, которые делают более стабильным развитие ребенка. Хорошо его воспитываешь — он хороший, плохо его воспитываешь, ну немножко хуже, но все равно все приемлемо. Это исследовано было, например, по асоциальным поступкам, где сравнивали гены, условия воспитания в детстве и преступления против личности уже у взрослых людей. Оказывается, есть вариант гена, который при плохих условиях в детстве делает вероятным асоциальное поведение. Но оказалось, что этот же ген, но помещенный в хорошие условия, дает вариант даже лучше, чем у другого гена. Это тот самый ген пластичности, и носитель этого гена больше реагирует на условия среды и воспитания. Поэтому нужно воспитывать хорошо всех, ну а что значит «хорошо» – это уже вопрос к психологам. У психотерапевтов есть определение благополучной семьи — это когда ребенок понят, его эмоциональные запросы ребенка приняты, и он получает на них ответы.

http://a-c-g-t.blogspot.ru/2013/12/blog-post.html


Обсуждение
оставить свой комментарий